Наверх
Вниз

Какие наши годы!... Форум для пенсионеров и не только.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Искусство Серебряного века

Сообщений 31 страница 60 из 187

31

Кто мы? Вершины и бездны Серебряного века.

Авторская программа Феликса Разумовского
Цикл посвящен одной из ярких и трагических страниц русской истории - рубежу XIX-XX веков, когда в России начинается культурный ренессанс, и в то же время царит ощущение приближающейся катастрофы. Герои - художники, заново открывающие поэзию русской усадьбы, образы обеих столиц русской культуры, пытающиеся создать новую эстетику жизни, поднять духовный тонус времени.

(1передача)

http://rutube.ru/tracks/458850.html?v=1 … 6797f2bf79

0

32

Передача 2-я.
Историю Серебряного века невозможно представить без русской усадьбы. Это первое художественное открытие новой эпохи, ее первая встреча, - с красотой, поэзией и культурой. Усадьба Абрамцево собирает русских художников, членов знаменитого Мамонтовского кружка. В усадьбе на берегу «колдовского озера» разворачивается действие чеховской «Чайки»… Иными словами, русскую усадьбу можно считать главной творческой лабораторией Серебряного века.

http://rutube.ru/tracks/478183.html?v=f ... 58b29dcf69

Передача 3-я.
Народные нужды или высокое искусство? Или-или - такова одна из главных коллизий Серебряного века. Появляются художники-мечтатели, живущие в мире грез и фантазий. Блистательный Борисов-Мусатов запечатлел эти грезы на своих полотнах. И лишь немногие подобно Поленову и Чехову соединяют сострадание, прозаический труд и чувство прекрасного.

http://rutube.ru/tracks/2425167.html?v= ... bc80b89535

Передача 4-я.
Серебряный век и русская деревня, «Россия господская» и «Россия народная» - такова главная тема программы. Лев Толстой ради «святого мужицкого народа» готов отрицать всю высокую культуру вместе со своими великими романами. С этим приговором Серебряному веку тогда согласились немногие. Княгиня Тенишева в своей усадьбе Талашкино под Смоленском пытается преобразить русскую деревню с помощью красоты и искусства. События 1905 года, поджоги и погромы, поставят точку в этом захватывающем культурном эксперименте.

http://rutube.ru/tracks/509944.html?v=3 ... e10f1ac99b

Передача 5-я.
Cеребряный век как империя культуры и Москва рубежа XIX–XX веков как столица этой империи – таковы главные темы программы. В центре Москвы создается пантеон мировой культуры – Музей изящных искусств. Создатель музея Цветаев самоотверженно служил искусству, возвышающему человека. Однако искусство эпохи умело не только возвышать; оно вполне успешно обслуживает пресыщенных снобов и изысканно оформляет суету московской богемы.

http://rutube.ru/tracks/524741.html?v=2 ... 713bd47506

Передача 6-я.
Либеральная русская общественность, либеральные настроения и либеральный радикализм – таковы главные темы программы. Серебряный век был временем ожесточенной, опьяняющей борьбы общества с исторической властью. Основная арена этой борьбы – сферы образования и культуры. Один из главных идеологов – историк Павел Милюков, создатель и лидер либеральной кадетской партии.

http://rutube.ru/tracks/587277.html?v=7 ... aac30eeb8a

Передача 7-я.
На рубеже XIX – XX веков русские адвокаты соперничали в популярности с главными действующими лицами эпохи. Речи московского адвоката Плевако собирают полные залы и печатаются в газетах. Тем не менее, отношение русского общества к суду и праву меняется медленно. Именно в это время печатается последний роман Толстого, «Воскресение», с его типично русским негативным отношением к системе правосудия.

http://rutube.ru/tracks/562607.html?v=1 ... e1a694cf89

Передача 8-я.
С великолепных декораций к рождественским домашним спектаклям, которые устраивал Савва Мамонтов, начинается театр Серебряного века. В ряду его главных художественных свершений – Частная опера Мамонтова и Московский художественный театр. Но подлинной театральной вершиной эпохи становится театр Чехова, рожденный на сцене Художественного театра в декабре 1898 года на триумфальной премьере «Чайки». В героях нового театра люди Серебряного века узнают себя, свою жизнь, свою страну и свои мечты о будущей прекрасной, гармоничной жизни. Может ли искусство сделать эти мечты реальностью? Композитор Скрябин искренне верит в это. Он задумывает знаменитую мистерию – грандиозное синтетическое действо, во время которого все человечество «захлебнется в экстазе», и наступит Новая жизнь, торжество Духа.

http://rutube.ru/tracks/587277.html?v=7 ... aac30eeb8a

Передача 9-я.
Утрата смысла жизни, как следствие - бесконечная череда самоубийств. Для Серебряного века это знамение времени. Люди рубежа XIX - XX веков кидались к философии в поисках ответа на главные вопросы, в поисках "новых" мыслей. И многие нашли их, эти "новые" мысли, - у немецкого философа Фридриха Ницше. Так возникло русское ницшеанство, главным разоблачителем и ниспровергателем которого стал Лев Толстой. Тем не менее, нужно отдать должное знаменитому немецкому мыслителю: его идеи способствовали подлинному философскому пробуждению. Одной из вершин эпохи стала русская религиозная философия, представленная целым созвездием имен: князь Е. Трубецкой, Николай Бердяев, Сергей Булгаков, Семен Франк.

http://rutube.ru/tracks/600268.html?v=8 ... 78126c6cc9

Передача 10-я.
Серебряный век стал эпохой религиозного пробуждения. Это пробуждение было болезненным и трудным. И очень часто оно оборачивалось изломанными судьбами, демоническим помрачением и духовным декадансом. Трагический излом целой эпохи полнее всего отразился в истории «демонианы» художника Михаила Врубеля, в спиритических опытах поэта Валерия Брюсова и «религиозном вольнодумстве» философа Николая Бердяева.

http://rutube.ru/tracks/619335.html?v=0 ... 3a7be825a7

Передача 11-я.
Эти люди говорили и писали об очень странных и непонятных вещах; о Жене, облеченной в солнце, о Вечной женственности, о «Революции духа». Они мало ценили разумное знание, окружающую действительность и были устремлены к «иным мирам». Им казалось, что душа художника, его художественная интуиция откроет все тайны и покорит все бездны. Таков русский символизм. Его поэтические открытия были сполна оплачены разбитыми жизнями и бесконечными крушениями. Серебряный век знает немало подобных историй. А самая значительная и трагическая из них – это судьба Андрея Белого и Александра Блока, главных героев программы.
http://rutube.ru/tracks/644937.html?v=6 ... 89bceba22e

Передача 12-я.
Явление русского футуризма как эпилог Серебряного века - такова главная тема программы. В 1912 году группа московских кубофутуристов заявила о себе городу и миру знаменитым манифестом из сборника "Пощёчина общественному вкусу": "Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого... с Парохода современности". Подобные идеи глашатаи искусства будущего станут транслировать на многочисленных публичных выступлениях. Это будут вечера, диспуты, лекции, в самых разных залах и местах, даже в кабачке. Почему нет? Главное - побольше шума. А ещё - страстей, эмоций и патетических жестов. Только так можно поколебать русское культурное пространство, дискредитировать традицию и перечеркнуть прошлое.

http://rutube.ru/tracks/672464.html?v=f ... 5de8b2c00c

0

33

В первой передаче из цикла Вершины и бездны Серебряного века Феликса Разумовского упоминается об особняке Саввы Морозова.

Особняк Саввы Морозова на Спиридоновке

Есть в Москве постройка, которая временами не дает спокойно уснуть интеллигентному москвичу - особняк Морозова на Спиридоновке. Он находится под пристальным наблюдением структур, и вход сюда строго воспрещен, ведь ныне это задание - Дом приемов МИД.
Действительно, здание стоит того, чтобы демонстрировать его самым высоким гостям (здесь проходила встреча Большой восьмерки). Особняк, построенный Шехтелем в 1893-1898 годах, - достойный сосед лучших европейских памятников модерна. Он принадлежал когда-то Морозовым и был расположен в Поварской слободе - аристократическом районе Москвы XIX века.
Савва Морозов - одиозная личность своего времени - крупнейший предприниматель России, меценат и при этом сторонник большевиков, некоторое время скрывавший в своем доме Баумана, печально окончивший свою жизнь. Но в 1890-х годах все еще успешный «бизнесмен» начал строительство будущего шедевра архитектуры, потакая капризам своей жены Зинаиды. Савва Тимофеевич пригласил молодого Шехтеля в качестве архитектора - как раз в начале строительства этого особняка, в 1893 году, последний запоздало получил диплом техника-строителя (как мы уже писали, как такового,архитектурного образования у него не было).
Первая крупная работа Шехтеля, сразу принесшая известность молодому архитектору, - этот особняк в готическом стиле. Здание - скорее такой небольшой средневековый причудливый замок, в котором соединились элементы готического стиля и замковые детали. А в результате - фантазийный компактный дом, сказочный, романтический и немного страшный. Не зря его считают прототипом дома булгаковской Маргариты. Он рассчитан на круговое восприятие, а внутренние помещения группируются вокруг вестибюля и аванзала (эти же принципы будут потом использованы Шехтелем в особняке Рябушинского). При этом вся пропорциональная система здания, вплоть до деталей мебели, определяется размерами длины, ширины и высоты аванзала. То есть в нем сочетаются видимые живописность и свобода композиции, разнообразие и тщательная, жесткая продуманность. С внешней стороны мы видим обилие стрельчатых и трехлопастных арок и арочек, вытянутые колонки, маски, башни, во дворе мы могли бы еще заметить такие детали, как, например, скульптуры не очень приятных зверообразных существ (вспомните знаменитых химер Нотр-Дама в Париже) и имитации контрфорсов (они являются главными носителями нагрузки готических соборов с внешней стороны)... Все эти элементы стилизованы и расположены не так, как в настоящих средневековых зданиях, но их сочетание и рождает образ готической постройки. Вообще, если в XVIII веке в Англии тоже появлялись необычные частные постройки в духе неоготики, хозяева которых поддерживали таким образом модный в то время образ романтического одинокого героя, а в России в том же веке появляются те же «модные» элементы «готического стиля», то в конце XIX века жизнь в постройке такого рода - это и мода, и эстетство, и тоска по навсегда уходящему укладу жизни. (Вероятно, даже стремление оградиться от надвигающихся драматических событий. В этом смысле фигура Морозова очень противоречива - с одной стороны, успешность и жизнь на старый купеческий манер, а с другой - его стремление поддержать большевиков.)
Интерьеры особняка были утрачены при пожаре 1995 года, сейчас они просто стилизованы в готическом духе (деревянная резьба, шпалеры, рыцари) и классике. Сегодня здесь собраны произведения XVIII-XIX веков. Помимо самого Шехтеля в создании внутренней декорации принимали также участие Врубель и художник Константин Богаевский. Творчество Врубеля, конечно, было очень созвучно идее романтического особняка - такое же странное, черпающее вдохновение в поэмах и сказках. Для Морозова он создал витраж с рыцарем, скульптурную группу «Роберт и Бертрам» (она находится у лестницы на второй этаж) и три больших полотна - «Утро», «Полдень» и «Вечер» для гостиной - довольно мрачные пейзажи с то ли мифическими персонажами, то ли ожившими скульптурами. На фоне таких интерьеров и общей идеи особняка кажется несколько неожиданным помещать сюда работы Константина Богаевского, ученика Куинджи, мастера романтического, героического и при этом эмоционально радостного пейзажа. «Даль», «Солнце» и «Скала» - три панно были выполнены им для Большой гостиной в начале 1910-х годов уже по заказу нового владельца здания - Михаила Рябушинского. На самом деле эти картины тоже принадлежат к тому «ностальгическому» направлению в искусстве начала ХХ века, когда разные художники обращались к воспоминанию и воссозданию золотых веков в истории и искусстве.
В 1905 году произошло трагическое событие - Савва Моров добровольно ушел из жизни. Его вдова продала особняк Рябушинскому. После революции здание было передано детскому интернату, а конце 1920-х годов оно переходит в ведение Наркомата иностранных дел. Ныне это Дом приемов МИД, «спецособняк», и пройти на его территорию можно только по особому приглашению.

http://www.taday.ru/text/84778.html

http://s017.radikal.ru/i406/1110/a6/164a0a1c441c.jpg
Так особняк выглядит снаружи

http://s017.radikal.ru/i407/1110/2a/18c5980735e6.jpg
Парадный холл особняка.

http://s017.radikal.ru/i438/1110/ce/21c66f065ddf.jpg
Бывшая курительная комната. Росписи Врубеля.

http://s49.radikal.ru/i125/1110/4d/0f5e67b44d98.jpg
Лестница на второй этаж. Скульптурная композиция Врубеля

http://moscowwalks.ru/2008/03/11/dom-pr … onovke-17/

Отредактировано Lucia (18-10-2011 17:29:54)

0

34

Какой прекрасный рассказчик Разумовский! Прекрасный материал! Спасибо,Lucia!

http://uploads.ru/t/l/c/9/lc92H.jpg

Отредактировано Людмила (18-10-2011 19:09:56)

0

35

Lucia написал(а):

В первой передаче из цикла Вершины и бездны Серебряного века Феликса Разумовского упоминается об особняке Саввы Морозова.

Спасибо Lucia! Телевизор смотрю редко, про цикл передач Ф.Разумовского не знала.Хотела вставить свои фотографии шедевров модерна, и ,главное, Ф. Шехтеля,http://uploads.ru/t/o/i/D/oiDRz.jpg но что-то сегодня у меня глючит все! В другой раз.
--

Отредактировано Lara (19-10-2011 14:43:48)

0

36

http://www.tvc.ru/AllNews.aspx?id=fa3a6 … a4128dd5e4

0

37

Lucia написал(а):

Ныне это Дом приемов МИД, «спецособняк», и пройти на его территорию можно только по особому приглашению.

Спасибо, Lucia. Почувствовала себя особой особо приглашенной.  :blush: Прекрасный рассказ и фото.

0

38

Вот давно собиралась рассказать о местности, где наша дача, а сегодня посмотрела вторую передачу из цикла Вершины и бездны Серебряного века Феликса Разумовского и вспомнила об этом. Как подтверждение его словам о том, что русские усадьбы русский же мужик и разрушил.

Наша дача находится вблизи деревни Сенницы. Это сейчас деревня, а раньше – старинная русская усадьба Сенницы.

Сенницы - старая русская усадьба, красота и очарование которой надолго остаются в памяти. Усадебные постройки разбросаны далеко друг от друга по берегам речек Сенница и Осетр.
Усадьба Сенницы расположена очень живописно, хотя подъезжая по дороге, замечаешь это не сразу. Но достаточно свернуть к бывшему каскаду прудов, и взору открываются бескрайние дали.

http://s017.radikal.ru/i435/1110/50/f2c1071c43bd.jpg
р.Сенница

http://s014.radikal.ru/i326/1110/e1/65106a62427c.jpg
р. Осетр

В конце XVI века Сенницами владели А.Ф.Гагарин и Б.И.Есипов. Князь Афанасий Федорович Гагарин сидел воеводой в Калуге, затем в Томске. Он был обвинен в казнокрадстве, но после смерти вдове простили его долги. Сенницы остались у Гагариных. Из владельцев усадьбы особенно прославился губернатор Сибири Матвей Петрович Гагарин, при котором в Сенницах была возведена каменная Вознесенская церковь. Он построил в Тобольске каменный Кремль, передал царю Петру замечательную коллекцию золотых изделий и сибирских драгоценных камней. Но злоупотреблениям его не было конца: казнокрадство, взятки, ограбления купцов... После расследования в 1721 году М.П.Гагарин был казнен, Сенницы конфискованы вместе с прочим имуществом. Однако в 1730 году усадьбу вернули Гагариным, и в 1771 году Матвей Алексеевич Гагарин вместо деревянного выстроил двухэтажный каменный дом с подвалом и мезонином. Следующей владелицей Сенниц стала сестра М.А.Гагарина Анна, в замужестве Матюшкова, любимица Екатерины II. Ее дочь Софья, унаследовавшая усадьбу, вышла замуж за генерал-поручика польских войск Юрия Михайловича Виельегорского, известного музыканта, преподававшего в Петербургском филармоническом обществе. Позже Сенницами владели их сыновья Матвей и Михаил.. После кончины М.Ю.Виельегорского Сенницы перешли к его дочери Анне. Ее муж, князь Александр Иванович Шаховской, занялся переустройством имения. В первой половине XIX века был выстроен новый двухэтажный дом в стиле позднего классицизма. За домом был разбит регулярный парк, планировка которого сохранилась и сейчас. Дочь Шаховских Мария вышла замуж за графа Федора Эдуардовича Келлера, героя балканской и русско-турецкой войн.

При Келлерах усадьба пережила самые лучшие годы. На рубеже XIX-XX веков построен новый дом в английском стиле с готическими окнами, башнями, каменными террасами. В доме были собраны богатые коллекции живописи, монет, оружия; была хорошая библиотека. Кое-что сохранилось в коллекции Зарайского музея. Тогда же была построена электростанция, и уже в начале ХХ века вся усадьба была электрифицирована. В парке появились новые виды деревьев: манчжурский орех, Веймутова сосна, серебристый тополь. На склонах оврагов были высажены сосны и ели. Усадьба была передовой по тем временам, здесь располагалось суконое производство, 4 миткалевые фабрики. До революции торгово-промышленный оборот Сенниц достигал 40200 рублей.

По старой дороге можно подняться к месту, где стоял главный дом, возведенный на рубеже веков. Увы, он не сохранился.
http://s60.radikal.ru/i170/1110/56/d4241c73c109.jpg

На старой фотографии видно, как изящно выглядела усадьба в то время. Главный дом стоял на высоком берегу запруженной речки Сенницы
http://i077.radikal.ru/1110/fa/dad0f4d9e711.jpg

Где-то далеко, за нижними прудами, виднеется Вознесенская церковь, построенная в 1707 году.
http://i079.radikal.ru/1110/1b/8d5abbbe5d7e.jpg
Вознесенская церковь  является жемчужиной Сенниц - памятник петровской эпохи. Храм выстроен из кирпича зодчим Г. Евсевьевым, заказчиками выступили братья И.П. и М.П. Гагарины. Ярусный объём под звоном типа "восьмерик на четверике" поставлен над подклетом с пристройкой в 1877 г. боковых гранёных крыльев. К главному входу поднимается торжественная, на два марша лестница. Сохранилась  декоративная обработка фасадов в духе московского барокко. Утраченная кладка на парапетах частично восстановлена, глава установлена новая. 

http://s53.radikal.ru/i140/1105/4d/b386be1ff782.jpg

Вначале семейная жизнь Келлеров складывалась более чем удачно. В 1883 году родился сын Александр, в 1884 - дочь Мария. Однако родителей ждало большой горе, в 1894 году девятилетняя Мария скончалась от травм, полученных во время катания с ледяной горки. Тогда в Сенницах была построена усыпальница-оранжерея (по проекту модного архитектора Н.В.Султанова), где круглый год росли и цвели экзотические растения.  Вот как это описывал ее современник: «В одном из самых уютных уголков парка высится стеклянная галерея, сооруженная наподобие оранжереи. Часовня уставлена тропической зеленью. В передней стене распятие с лампадой перед ним, тесно обвитое темной зеленью плюща и окаймленное розами»
В 1899 году Ф.Э.Келлер стал губернатором Екатеринослава, но началась русско-японская война, и в 1904 он добровольцем пошел на фронт.

http://s017.radikal.ru/i442/1110/28/029c1ba874be.jpg
Генерал-лейтенант граф Федор Эдуардович Келлер (1850-1904).

Сына на некоторое время отправили в Париж, а затем определили в Пажеский корпус в Петербурге. Когда началась русско-японская война, Александр, как и его отец, решил отправиться на фронт.
В июле 1905 года Федор Эдуардович был смертельно ранен разорвавшимся на позициях снарядом, и через 20 минут, не приходя в сознание, скончался. 11 августа утром гроб с телом графа был доставлен поездом на станцию Зарайск, а затем на лошадях до Сенниц. 18 августа состоялись похороны графа в усыпальнице в Сенницах, в которой ранее была похоронена его дочь Мария. «Толпы крестьян из окрестных сел запрудили улицы села Сенницы и церковную площадь, многие крестьяне при выносе тела плакали» - так писали о похоронах современники.
По окончании войны Александр учился в академии Генерального штаба. Александр увлекался коллекционированием оружия и предметов декоративно-прикладного искусства. В Сенницах он создал музей естественной истории, где были гербарий, коллекция минералов (1609 образцов), зоологическая, орнитологическая и палеонтологическая коллекции. Свободное время Александр с женой и сыном проводил в Сенницах, но в 1911 году трехлетний Федор умер от дифтерита. Мальчик был похоронен в усыпальнице-оранжерее.

Увы, чудесный замок просуществовал недолго. Его постигла судьба большинства дворянских усадеб России.
Усадьба в Сенницах была национализирована в 1918 году, ценные, ценные художественные произведения поступили в Зарайский музей (среди них - портрет графини М.А.Келлер работы Л.С.Бакста), коллекция минералов - в музей Московской горной академии.

http://i070.radikal.ru/1110/34/7e8271ddfa01.jpg
Бакст Лев Самойлович - Портрет графиниКеллер.

После национализации имения крестьяне кинулись прежде всего громить усыпальницу – искали золотое оружие, которым был награжден генерал, но ничего не нашли. Через несколько лет в «очищенной» от захоронений гробнице руководители созданного в Сенницах колхоза распорядились заложить на хранение силос для коров. А в особняке после отъезда хозяев был открыт детский дом. Его директор и завхоз воровали и пропивали детское имущество, а перед проверкой просто запалили дом. Он горел неделю, и никто его не тушил. Так в усадьбе Сенницы погиб главный усадебный дом редкой красоты и изящества. Мельницу уездное начальство закрыло, электростанцию демонтировали и увезли в Зарайск. Вознесенская церковь была разорена в 1930-е годы.
Так же типична для России судьба дворянского семейства. После революции А. Ф. Келлер эмигрировал, скончался в 1946 году в Париже. Последние владелицы усадьбы – бабушка и внучка Келлер-Шаховские, обе Марии Александровны. Им удалось эмигрировать из России в 1920 году, а до этого они продолжали жить в Сенницах. Вдова генерала Келлера скончалась в 1944г в Италии, ее внучка - в 2003г. во Франции в возрасте 91 года.
В 1992 году было принято решение о восстановлении усадьбы
В настоящее время часть строений отреставрирована, часть - в запустении. Отреставрирована Вознесенская церковь и является ныне действующей восстановлен конный двор.
  Живописна парковая зона с разрушающейся мельницей и служебным флигелем на горе. Парк - просто великолепен.

http://s014.radikal.ru/i327/1110/e0/c417414d14ab.jpg
Лиственничная аллея

http://s51.radikal.ru/i134/1110/c5/8ad668620517.jpg

http://s60.radikal.ru/i170/1110/2f/52a36a038240.jpg

Графские пруды

http://s017.radikal.ru/i438/1110/f2/7d74ee5b9963.jpg
Фонтан.

Уцелел флигель, стоявший рядом с домом. По его облику можно судить об архитектуре всего ансамбля, созданного в Сенницах при Келлерах.
http://s50.radikal.ru/i130/1110/d4/5dcd2ffde977.jpg

http://s59.radikal.ru/i163/1110/cf/90ba0e6f9bdc.jpg

Старая водяная мельница производит сказочное впечатление. Пол затоплен, прямо сквозь мельницу течет ручей.

http://i060.radikal.ru/1110/70/104851185ca0.jpg
Мельница с электростанцией.

Еще сохранились жернова и другие механизмы. Но здание уже дало трещину. Крыши нет. Живописная руина...
http://s009.radikal.ru/i310/1110/43/c93ab73e0bf6.jpg

http://s017.radikal.ru/i401/1110/b6/28890331f357.jpg

Полуразрушенная усыпальница зарастает деревьями в парке.
http://i053.radikal.ru/1110/e2/1bc4567e5d51.jpg

На другой стороне прудов не такая разруха и запустение. В служебных постройках теплится жизнь.
Есть здесь и руинированные строения, вероятно перед нами бывший скотный двор.
Есть и отреставрированные здания, например, конный двор. Нет уверенности, что воссозданы первоначальные формы постройки конца XIX - начала ХХ века. Здание, вероятно, будет использоваться по иному назначению.
Свежеотреставрирован и дом управляющего конца XVIII века. Судя по современным крылечкам сзади, и тут не все, как было. Но, спасибо и за то, что идет восстановление усадьбы.

http://s017.radikal.ru/i435/1110/5e/873b4d8cc33f.jpg
Дом управляющего.

В Сенницах царило такое величие, которое даже сейчас, в условиях развалин, не выветрилось.

+1

39

Lucia написал(а):

Наша дача находится вблизи деревни Сенницы. Это сейчас деревня, а раньше – старинная русская усадьба Сенницы.

В каком райском месте у Вас дача,Lucia!  С большим интересом ознакомилась с историей усадьбы Сенницы и с её обитателями ....
Какая жалость,что  такая красота гибнет....потерявши плачем...

http://www.image4all.narod.nnov.ru/images/20102011/4ea00f01eacfc.jpg

0

40

Серебряный век в истории русского искусства – это период высочайшего подъема, который, пожалуй, можно сравнить со взлетом французского искусства эпохи импрессионизма. Новый стиль в русском искусстве возник в 80-е гг. XIX в. под большим влиянием французского импрессионизма. Его расцвет отмечен рубежом XIX и ХХ вв. И уже к концу 10-х гг. ХХ столетия стиль модерн в русском искусстве, с которым ассоциируется Серебряный век, уступает свою главенствующую роль новым направлениям.
Лев Бакст больше, чем другие  приблизился к европейскому варианту модерна.

Это хорошо видно в его работе «Ужин».
http://www.image4all.narod.nnov.ru/images/20102011/4ea0269b40459.jpg

Гибкий контур, обобщенная трактовка формы, лаконичность цвета и плоскостность изображения свидетельствуют о влиянии на Бакста таких западных художников, как Эдвард Мунк, Андрес Цорн и другие.

Моделью для изображенной Бакстом дамы послужила супруга Александра Бенуа – Анна Карловна. «Стильная декадентка... черно-белая, как горностай, с таинственной улыбкой а-ля Джоконда», – писал о героине «Ужина» писатель и философ Василий Розанов. На самом деле Анна Бенуа не была «стильной декаденткой», но такой увидел ее художник, такой запечатлел ее для истории.

Картина «Ужин», прозванная в шутливом противопоставлении серовской «Девочке с персиками» «Дамой с апельсинами», – одно из самых популярных полотен Бакста

Отредактировано Людмила (20-10-2011 17:58:15)

+1

41

Глубокой лирической поэзией проникнуто  искусство Виктора Эльпидифоровича Борисова-Мусатова (1870-1905). Прекрасны и поэтичны его образы задумчивых женщин - обитательниц староусадебных парков - и вся его гармоническая, похожая на музыку живопись (“Водоем”, 1902, ГТГ).
http://www.image4all.narod.nnov.ru/images/21102011/4ea159f14a6df.jpg
Известно, что моделями для этой картины художнику послужили Елена Мусатова (сестра художника) и Елена Александрова (невеста художника). Но картина "Водоём" не имеет портретного значения. Запечатлённые в ней образы наделены, скорее, символическим характером.

Стихотворение современного автора на картину В.Э. Борисова-Мусатова Водоём

Когда порыв духовности бесплоден,
А будни беспросветностью гнетут,
В Лаврушинский, к собранию полотен,
Спешу душе своей найти приют.

Среди других хранится там картина
С названием неброским "Водоём".
Там пруд. Мечтательные дамы чинно
На берегу беседуют вдвоём.

Меж них скользнула пауза молчанья,
Прервав немногословный разговор.
Мечтой туманной, светлой ли печалью
Наполнился сидящей дамы взор.

Она вся в синем. Смотрит отрешённо,
И тает взгляд вдали иль в ней самой.
Другая голову чуть-чуть смущённо
Склонила к светлой шали кружевной.

Пусть звали каждую из них Еленой,* -
Не так важны в картине имена.
Нас манит здесь в беседе откровенной
Душевных водоёмов глубина…

Реальное природы окруженье
За раму тихо отступило вдруг -
И нас уводит в зыбкость отраженья
Старинного пруда зеркальный круг,

Где дрожь воды цветные нежит пятна –
И я угадываю в них едва
Рассаженные в парке аккуратно
Смешавшиеся с небом дерева.

В потоке лет мечтательно-печальны
Фигуры женские на берегу.
Что это – призрак? Иль они реальны?
Я взглядом их иль сердцем берегу?

Их безучастные друг к другу лица
Невидимою будто бы рукой
Здесь сблизил кто-то. Или мир мне снится,
Где свёл художник Грёзу и Покой?

Иль женских душ безмолвное движенье
Застыло там, где не нужны слова,
Где лишь лелеет сонность отраженья
В зыбь опрокинутые дерева?

Александр Соловьёв  19-22.05.09 г.

+1

42

Как бы в продолжение третьей передачи вершины и бездны серебряного века.

Появляются художники-мечтатели, живущие в мире грез и фантазий. Блистательный Борисов-Мусатов запечатлел эти грезы на своих полотнах

http://s017.radikal.ru/i430/1110/5b/43f1fbe45365.jpg
В.Э.Борисов-Мусатов Осенний мотив 1899

Картина "Осенний мотив" своим сюжетом и элегичностью вдохновила другого символиста, поэта Андрея Белого, на написание стихотворения "Объяснение в любви". Так чудесным образом переплелись живопись и поэзия...

Объяснение в любви

Посвящается дорогой матери

Сияет роса на листочках.
И солнце над прудом горит.
Красавица с мушкой на щечках,
как пышная роза, сидит.

Любезная сердцу картина!
Вся в белых, сквозных кружевах,
мечтает под звук клавесина...
Горит в золотистых лучах

под вешнею лаской фортуны
и хмелью обвитый карниз,
и стены. Прекрасный и юный,
пред нею склонился маркиз

в привычно-заученной роли,
в волнисто-седом парике,
в лазурно-атласном камзоле,
с малиновой розой в руке.

"Я вас обожаю, кузина!
Извольте цветок сей принять..."
Смеется под звук клавесина,
и хочет кузину обнять.

Уже вдоль газонов росистых
туман бледно-белый ползет.
В волнах фиолетово-мглистых
луна золотая плывет.

Март 1903, Москва

0

43

Особенно пронзительно «звучат " пейзажи Борисова-Мусатова, созданные им в Тарусе, в самом конце жизни, - картины "Осенняя песнь" и "Куст орешника", 1905 . Пронизанные ощутимыми ритмами линий и красок, прозрачные до какой-то невозможности, несущие весть от "иного", они ознаменовали собой открытие нового вида пейзажа -так называемого "декоративного пленэра".

http://s017.radikal.ru/i421/1110/2d/818f0e683011.jpg
Куст орешника (1905)

http://s017.radikal.ru/i421/1110/2a/a9dfd8d1ea2d.jpg
Осенняя песня (1905)

В большой пастели «Куст орешника», самом гармоничном из всех пейзажей Мусатова, больше пространства, воздуха, больше холодного осеннего неба с медленно плывущими облаками. Писал он этот пейзаж с балкона дома в Песочном.
Сюжет очень прост. На переднем плане — куст орешника. Через просеку видна холодная, будто стальная, Ока. Дальше — порыжевший луг, желтая с просинью полоска леса. Будто прозрачный ореховый куст дрожит от холода, протянув к осинам свои мокрые ветки. Небо видится художнику сквозь тончайшее кружево листвы, голубая полоска реки и желто-зеленый ее берег лишь слегка выступают между расположенными справа и слева деревьями. Внимание зрителя привлекает прежде всего чистая, без примесей, желтизна куста орешника, от которого пейзаж получил свое название. Легкие коричневые штрихи, окруженные густыми пятнами желтого цвета, словно намекают на гроздья сережек цветущего орешника, осыпанные пыльцой (хотя пейзаж писался осенью). На фоне бледно-голубого неба и прозрачного кружева изогнутых ветвей, одетых нежной зеленью листвы, золотой «букет» сережек орешника кажется сгустком света, как бы похищенного у солнца.  Мусатов достигает здесь удивительной ритмичности в чередовании легких, светлых тонов.
При взгляде на «Куст орешника» невольно вспоминается написанное ровно за месяц до пейзажа Мусатова стихотворение Валерия Брюсова «Ранняя осень»:

Ранняя осень любви умирающей.
Тайно люблю золотые цвета
Осени ранней, любви умирающей.
Ветви прорваны, аллея пуста,
В сини бледнеющей, веющей, тающей
Странная тишь, красота, чистота...

Это произведение — одно из самых поэтических у Борисова-Мусатова изображений природы. Создание его не было чем-то случайным в творчестве художника. Искусство художника было светлым в самой своей сущности.

Пейзаж «Осенняя песнь» является как бы заключительным аккордом этой краткой живописной сюиты. Композиция его чрезвычайно проста. Художник смотрит с высокого берега Оки на желтые кроны берез, образующих справа и слева кулисы. В воде отражается холодное бледно-серое небо. Над широкой полосой покрытого поблекшей травой берега поднимается синий лес. Четкие горизонтали стволов контрастируют с мягкими плавными линиями опущенных, как бы усталых ветвей, создавая удивительный декоративный эффект. Замыкает композицию, придавая ей законченность, треугольник журавлиной стаи, черная цепочка, как бы прочерченная пером.

0

44

А я все не могу забыть березу с нашей дачи, которая, как мне кажется, так похожа на березы Борисова-Мусатова

http://s51.radikal.ru/i132/1110/65/6c105c339158.jpg

0

45

Людмила, вчера благодаря Вам у меня был вечер Борисова-Мусатова: и видео посмотрела, и картины посмотрела, и биографию почитала. Никак не могла остановиться, и даже перечитала Чехова «Дом с мезонином».

0

46

Lucia написал(а):

Людмила, вчера благодаря Вам у меня был вечер Борисова-Мусатова: и видео посмотрела, и картины посмотрела, и биографию почитала. Никак не могла остановиться, и даже перечитала Чехова «Дом с мезонином».

И всё,как в первый раз.  Удивляет,восторгает. Не так ли?

0

47

Люся, спасибо тебе за эту тему....Захожу каждый день и читаю с удовольствием...
Нравится весь ваш здесь разговор....
Цикл передач Феликса Разумовского раньше не видела..Обязательно посмотрю весь..
Больше всего из Серебряного века люблю поэзию...Но то, что показываете вы , - очень интересно...
Еще раз - спасибо !!!...И Людмиле , и Ларисе... и всем участникам этой темы....

0

48

Согласна с Севериной - тема получилась великолепная! Спасибо, девочки!
Лар, и Шехтелевские особняки все еще жду! Особенно дом Рябушинского на Малой Никитской - у меня особая любовь к его решеткам, окнам и мозаикам. Пожалуй, пару своих фото его поставлю:
http://uploads.ru/t/5/p/q/5pq0o.jpg http://uploads.ru/t/z/n/a/znaOA.jpg

Люся, а Вознесенская церковь до чего же похожа на "нарышкинское барокко" в Филях! Просто родная сестра!

0

49

Lucia написал(а):

Наша дача находится вблизи деревни Сенницы. Это сейчас деревня, а раньше – старинная русская усадьба Сенницы.

Такая красота и такое запустение! За державу обидно... Русские строили, русские разрушили.

0

50

Lavita написал(а):

Лар, и Шехтелевские особняки все еще жду! Особенно дом Рябушинского на Малой Никитской - у меня особая любовь к его решеткам, окнам и мозаикам. Пожалуй, пару своих фото его поставлю:

Ларочка! Твои  фотографии замечательные, в ажурной весенней листве! Заберу их к себе...
Мои весенние
http://uploads.ru/t/M/d/y/Mdyuw.jpg http://uploads.ru/t/G/P/v/GPvwM.jpg
и осенние
http://uploads.ru/t/X/f/C/XfC34.jpg http://uploads.ru/t/j/T/0/jT0Bx.jpg http://uploads.ru/t/C/m/T/CmT6f.jpg

0

51

А это дом приемов МИД, в основном решетки и из-за решетки... :D http://uploads.ru/t/r/Y/h/rYhI5.jpg
http://uploads.ru/t/y/c/f/ycfvN.jpg http://uploads.ru/t/j/7/k/j7kL8.jpg

http://uploads.ru/t/L/y/f/LyfjW.jpg http://uploads.ru/t/3/x/U/3xUS2.jpg http://uploads.ru/t/F/Q/e/FQefa.jpg
http://uploads.ru/t/U/I/1/UI1GQ.jpg http://uploads.ru/t/b/K/x/bKxVF.jpg

И еще-неприятно, что рядом с такими произведениями искусства, в таком заповедном районе сплошь и рядом кирпичные дома брежневского времени, которые строили для слуг народа(один такой видно в проеме)

Отредактировано Lara (23-10-2011 22:21:20)

0

52

А это тоже стиль модерн, других архитекторов.http://uploads.ru/t/5/j/V/5jViN.jpg Сейчас греческое консульство.

http://uploads.ru/t/t/5/L/t5LjR.jpg http://uploads.ru/t/I/p/C/IpCT9.jpg Просто отреставрированный дом, не посмотрела, что там сейчас, наверное банк или жилье для НУ очень богатых.

0

53

Lara написал(а):

и осенние

И памятник Александру Блоку стоит в тех же местах.Мне он очень нравится,простой, без помпы, на невысоком постаменте, в маленьком скверике.http://uploads.ru/t/C/G/q/CGqp8.jpg

0

54

А Валерий Брюсов так писал:

* * *

Я знал тебя, Москва, еще невзрачно-скромной,
Когда кругом пруда реки Неглинной, где
Теперь разводят сквер, лежал пустырь огромный
И утки вольные жизнь тешили в воде;

Когда поблизости гремели балаганы
Бессвязной музыкой, и ряд больших картин
Пред ними – рисовал таинственные страны,
Покой гренландских льдов, Алжира знойный сплин;

Когда на улице звон двухэтажных конок
Был мелодичней, чем колес жестокий треск,
И лампы в фонарях дивились, как спросонок,
На газовый рожок, как на небесный блеск;

Когда еще был жив тот «город», где героев
Островский выбирал: мир скученных домов,
Промозглых, сумрачных, сырых, – какой-то Ноев
Ковчег, вмещающий все образы скотов.

Но изменилось все! Ты стала, в буйстве злобы,
Все сокрушать, спеша очиститься от скверн,
На месте флигельков восстали небоскребы,
И всюду запестрел бесстыдный стиль – модерн...

1909                                                                    http://www.kolobok.us/smiles/madhouse/girl_wacko.gif

0

55

В авторской программе Феликса Разумовского  Вершины и бездны Серебряного века передача 6–ая указана неправильная ссылка. Нужно http://rutube.ru/tracks/541791.html

0

56

Lavita написал(а):

Люся, а Вознесенская церковь до чего же похожа на "нарышкинское барокко" в Филях! Просто родная сестра!

Лара, вот нашла в интернете
Нарышкинский стиль, нарышкинское барокко, московское барокко -
наименование стилевого направления в русской архитектуре конца XVII-начале XVIII вв. Происходит от фамилии бояр Нарышкиных, в чьих имениях в Москве и близ нее строились нарядные многоярусные церкви (Покрова в Филях, 1690-1693 гг. и др.). Им свойственны симметричность композиции, логичность соотношения масс и размещения пышного белокаменного декора, в котором свободно истолкованный ордер, заимствованный из западноевропейской архитектуры, зрительно связывает все части постройки.

http://s017.radikal.ru/i417/1110/f2/13005a579c99.jpg
Церковь Покрова в Филях. 1690-1693 гг.

Вознесенская церковь в Сенницах, построена в 1707 году, т.е. в начале XVIII в . Поэтому они, видимо, и похожи.
http://s44.radikal.ru/i105/1110/34/718ab1f657cd.jpg http://s017.radikal.ru/i429/1110/97/1628b880cb68.jpg

Одно время – один стиль.

0

57

Для одного из интерьеров московского дома С.Т.Морозова на Малой Спиридоновке три больших декоративно-монументальных панно, объединенных общей темой «Времена года» были написаны М.А.Врубелем в 1897 г.
Одно из них «Утро»

http://s006.radikal.ru/i213/1110/76/8088c034754d.jpg
Врубель М.А.Утро1897
Холст, масло. 261 х 447
Государственный Русский музей
Работа поступила в Русский музей в 1918 году из собрания В.Г.Винтерфельда, Петроград; ранее – собрание княгини М.К.Тенишевой, Санкт-Петербург-Талашкино Смоленской губернии.

Из воспоминаний E.И. Ге

Раньше чем приняться за большое панно “Утро”, Врубель сделал этюд или эскиз.[Е. Ге имеет в виду акварель “Примавера” (1897, ГРМ).] Я затрудняюсь, как назвать, так как, в сущности, это самостоятельное произведение акварелью — женское лицо посреди синих цветов — дельфинов. Цветы он писал с натуры, но очень увеличивал их, женскую фигуру он писал от себя; но она вышла похожа на сестру или даже на меня. Раньше чем Михаил Александрович написал эту картину, он очень много возился, наклеивал бумагу на коленкор, эта работа как-то не удавалась ему. Я видела уже раньше, как работал другой художник, Николай Николаевич Ге, и разница в работе была большая, хотя бы начиная с того, что Ге все писал с натуры, а Врубель не делал этого; его увлекала сказочность, он и не хотел, чтобы лица и жесты были скопированы с действительности; кажется, он нарочно делал слишком большие глаза, жесты, которые невозможно сделать, точно у его фигур нет костей. Вначале это поражает так, что картины его не нравятся, к ним нужно привыкнуть и понять, что в таком изображении у него есть своя цель. Панно “Утро” очень большого размера, на нем 4 аллегорических фигуры. Солнечный луч, на высоте стоящая фигура, просыпающаяся земля и вода и улетающий туман — все это на фоне густой первобытной зелени и цветов.

Помню, в детстве я очень любила быть в саду в зелени между дорожками. Я думала, что большие совсем не знают этих мест и этих маленьких видов. На многих врубелевских картинах изображены именно эти любимые детьми чащи, причем синие дельфины и лиловые колокольчики увеличены. На этом панно и фигуры больше натуры. Вначале мне мешало тоже, что у Врубеля все разграфлено четырехугольниками, и это остается и тогда, когда картина закончена. Написал Врубель “Утро”, кажется, в месяц времени, это очень скоро, так как панно громадное. (E.И. Ге. Последние годы жизни Врубеля) http://www.wroubel.ru/ge2

http://s017.radikal.ru/i418/1110/4d/aca5df6fb7bf.jpg

акварель “Примавера” 1897

В нем (панно "Утро") пробуждающаяся природа олицетворена в виде четырех женщин среди густой и причудливой растительности. Эта растительность особенно густа слева и представляет собою гигантские кусты чудесных цветов, изображенных со всем мастерством Врубеля, с его любовью к стилизации и вместе с тем к тщательной выписанности мельчайших лепестков. Среди этой чарующей и ароматной массы цветов, как бы вырастая из нее, возвышается слева фигура женщины, с каким-то восторженным и даже экстатическим изумлением встречающей восходящий свет, разливающийся на небе и олицетворенный «лучом», как сам художник называл фигуру другой обнаженной женщины в центре, причудливом изгибом устремляющейся из лесных зарослей вверх к небу. Ниже из густой травы, переходящей в болотные заросли, выступает третья фигура с длинными темными волосами, и, наконец, в правом углу мы видим одну только голову женщины, как бы выходящей из болотной трясины, которая своими фантастическими большими цветами внизу картины сочетается с цветущей растительностью левого края. Таким образом, в картине параллельно с все усиливающимся движением человеческих форм и природа от гнущейся книзу болотной листвы переходит к тянущимся вверх цветам. Врубель, как подлинный декоратор, великолепно учитывал необходимость равновесия масс и движений в панно. Поэтому наверху в правой части над наиболее низкой и стелющейся травой он расположил пышные и как бы «клубящиеся», подобно облакам, кустарники и деревья. Они своей массой уравновешивают темную стену растительности левой части, а своими формами как бы аккомпанируют той динамической кривой, которая идет от руки темноволосой женщины к изгибу тела возносящегося вверх «луча». Этому соответствует и движение цвета в панно, решенном в основном в холодных тонах, преимущественно зеленых и темно-зеленых с разбелкой. Панно является, по сути дела, развитием той аллегории пробуждения природы, которую мы видели в первом акварельном эскизе. Врубель достигает здесь поразительного слияния растительности с человеческими телами, слияния и в формах, и в цвете, и в самой их пластически-живописной трактовке, слияния, которое освобождает аллегорические, в сущности, фигуры от сухой рассудочности и делает их как бы на наших глазах рождающимися от земли, трав, цветов. Это не аллегорические фигуры, а подлинно очеловеченные природные формы. Рождение дня предстает перед нами уже не просто как радостный танец вылетающих из цветов мотыльков и эльфов, как в акварели, а как превращение природы в прекрасных людей. Рождение дня есть и рождение человека.
Такую же замечательно органичную связь человека с природой мы находим и в написанной в то же время, что и панно «Утро», акварели «Примавера» (Государственный Русский музей), где пук огромных цветов, который держит в руках девушка, превращается как бы в часть ее фигуры. Это чисто врубелевская фантастика, в которой душа человека воздействует на нас как аромат и очарование цветов, а сами цветы становятся человечески одухотворенными. Е.И.Ге пишет, что эта акварель исполнялась одновременно с панно «Утро», но вряд ли можно видеть в ней некий предварительный этюд или эскиз. Впрочем, сама Ге затрудняется, как его назвать. Вернее, это было одно из выражений тех же эмоций, которые со всей сюжетной развернутостью выявлены в панно «Утро». (А.Фёдоров-Давыдов)http://vrubel-world.ru/fedorov_vrubel16.php

Игорь Северянин
ВРУБЕЛЮ

Так тихо-долго шла жизнь на убыль
        В душе, исканьем обворованной...
Так странно-тихо растаял Врубель,
        Так безнадежно очарованный...

Ему фиалки струили дымки
        Лица, трагически безликого...
Душа впитала все невидимки,
        Дрожа в преддверии великого...

Но дерзновенье слепило кисти,
        А кисть дразнила дерзновенное...
Он тихо таял,- он золотистей
        Пылал душою вдохновенною...

Цветов побольше на крышку гроба:
В гробу - венчанье!.. Отныне оба -
        Мечта и кисть - в немой гармонии,
        Как лейтмотив больной симфонии.

Отредактировано Lucia (25-10-2011 20:40:52)

0

58

Lara написал(а):

А Валерий Брюсов так писал:

Вот я там с некоторыми строчками у Брюсова категорически не согласна! Чего он на любимого мною Островского наехал? Не только "скотов" тот описывал. Ну да, образы у него порой очень гротескные, но человеческие взаимоотношения описаны мастерски.  И далеко не всегда "скотские".
Люсенька, спасибо, что ошибку поправила, я еще до просмотра передачи не добралась, но в закладки ее поместила.
И за Врубеля - огромная благодарность! Любимый художник моей дочки из российских. Я не с таким придыханием как она на его картины смотрю, они меня иногда страшат, иногда чувство жуткого дискомфорта в душе создают, но то, что он гениален в своем безумстве - несомненно...

0

59

Lavita написал(а):

Вот я там с некоторыми строчками у Брюсова категорически не согласна!

Ларочка! А мне все стихотворение не нравится!С каким-то очень мрачным и даже злым настроем написано. Или наболело очень, как у нас сейчас, когда уничтожается  старая Москва, и не только Москва, а все милое сердцу и родное.Но, к сожалению, так всегда было, только почему-то в других странах несравненно бережнее относятся к старой красоте. А у нас сначала рушат, а потом востанавливают и воруют, воруют, воруют... :'(

0

60

Lavita написал(а):

И за Врубеля - огромная благодарность! Любимый художник моей дочки из российских. Я не с таким придыханием как она на его картины смотрю, они меня иногда страшат, иногда чувство жуткого дискомфорта в душе создают, но то, что он гениален в своем безумстве - несомненно...

Лара, Врубель, это совсем отдельная тема. Это – космос. Я на него обратила внимание почему-то еще в юности. С тех пор периодически возвращаюсь, под настроение.

0



Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2017 «QuadroSystems» LLC